Несколько оттенков женского мазохизма
Идешь к женщине – бери плеть
Это странное слово «мазохизм»… им мы обязаны романам австрийского писателя Леопольда Захер-Мазоха, в которых он в красках описывал наслаждение от подчинения физическому и эмоциональному насилию. При этом мазохизм рассматривается и как условие, и как источник удовольствия. И хотя сам певец мазохизма, как и многие его последователи, был мужчиной, З.Фрейд считал, что существует особый женский мазохизм как выражение собственно женской натуры. Основанием для этого вывода стало предположение, что раз анатомия женских половых органов самой природой предназначена для принятия, то и женщина в целом должна быть существом претерпевающим. Таким образом, австрийский психиатр связывал между собой такие качества как женственность, пассивность, покорность и мазохизм.
В патриархальной культуре мужчина имеет большую власть и большие преимущества и для того, чтобы получить от него поддержку и защиту женщине приходится искать силу в своей слабости. Она может соблазнять, провоцировать в мужчине агрессора и собственника, получая удовольствие от его действий, даже если они имеют садистический оттенок. При этом она как будто не несет ответственности за свою жизнь и за то, что с ней происходит, потому что самое страшное для нее – остаться в одиночестве. Эта ситуация потери контроля, передачи ответственности за свою жизнь другому, является для некоторых женщин необъяснимо привлекательной. Она чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно, и ожидает получить все от партнера: любовь, успех, заботу, защиту. Она не хочет осознать границы, которые подразумеваются в определенных взаимоотношениях. Мазохистическая личность из-за детского опыта и неверного понимания того, как получить и удержать любовь родителей, считает, что жертвование своей индивидуальностью и независимостью – это цена, которой оплачивается любовь. Такие женщины имеют обыкновение влюбляться в «неподходящих» людей.
Возвращаясь к Фрейду: в психоанализе предполагается, что фантазии об избиении возникают при возникновении чувства вины за запретные сексуальные влечения. Таким образом, боль в этих фантазиях становится не только наказанием за запрещенную сексуальную связь, но и условием этой связи и заменой ей. У женщин может возникать бессознательная фантазия о том, что она является сексуальным объектом для могущественного, угрожающего и в то же время соблазняющего отца, который принуждает ее к связи, унижает ее, а затем отталкивает. При этом сам факт принуждения снимает у нее чувство вины и позволяет получать удовольствие от этой ситуации. Потом такая женщина неосознанно ищет мужчин, с которыми можно разыгрывать эти фантазии в реальной жизни.
Такое литературное явление как женский любовный роман, с одной стороны отражает определенные тенденции взаимоотношения полов, а с другой стороны тиражирует образцы деструктивного поведения под видом нормального и желаемого. В наше время, когда сетевое пространство доступно для самовыражения всем желающим, многие женщины наполняют его своими произведениями, отражающими их представление об идеальной любви. Такие романы с меткой #властныйгерой являются образчиками морально-мазохистических отношений.
Как могут развиваться события в таких романах? Герой, обладающий выдающейся внешностью, гордый и высокомерный, разочаровавшийся в жизни в целом и женщинах в частности встречает юную и трепетную героиню. При этом у героя было тяжелое детство, он сирота или у него сложные отношения с родителями. Сначала он может быть груб с героиней, пытается ее оттолкнуть, но на самом деле по каким-то неведомым причинам безумно влюбляется в нее с первого взгляда. Героиню может сначала пугать его поведение, но вскоре она тоже влюбляется с необъяснимой силой.
В ряде романов в стиле фэнтази, под такую внезапную вспышку «любви навек» подводится теоретическая база – это мужчина встретил «истинную пару», в крови произошла химическая реакция и теперь все остальные женщины ему безразличны, а секс и возможность иметь детей у него теперь может быть только с этой женщиной. Причем саму женщину это ни к чему не обязывает, у нее в крови реакция не происходит. И теперь у этого мужчины нет в жизни другой цели, кроме как завоевать и присвоить эту женщину. Он может использовать для этого достаточно жесткие методы, включая физическое насилие, причем героиню по большому счету все устраивает.
Эта любовь с первого взгляда, к незнакомому человеку, любовь без выбора, невротичная по сути, и является предметом вожделения неисчислимого количества женщин. Чем привлекательна идея «истинной пары»? Ведь это дает гарантию, что тебя никогда не бросят, не променяют на другую, более молодую и красивую, что тебя будут любить, какой бы ты ни была и что бы ни делала. Это тоска по безусловной родительской любви, время и место которой в детстве, когда она необходима для становления здоровой личности. Многие девочки, не дополучив этой любви в нужное время, неосознанно пытаются сделать из своего мужчины родителя, причем даже не папу, а маму. И потом они упоенно страдают от того, что реальный мужчина никак не желает вписываться в эти рамки.
Но вернемся к нашему основному сюжету. После того, как героиню так или иначе завоевали, она пытается помочь герою преодолеть детские травмы. Это удается ей достаточно быстро, и конечно в процессе герой неоднократно отыгрывает на ней свою агрессию, она страдает, но верит в лучшее. Потом из-за недоверчивости (параноидальности) героя между ними возникает ряд недоразумений, во время которых он опять-таки ведет себя жестоко по отношению героине. Вместо того чтобы поговорить и все выяснить, он наказывает героиню, и за предполагаемые прегрешения и за то, что «не может выкинуть ее из сердца». Его жестокость может принимать формы злого сарказма и отвержения, эта несправедливость причиняет нежной героине огромную боль, которую она опять-таки стойко переносит. Потом эта ситуация разрешается, герой униженно просит прощения, и это все может повторяться в различных вариациях еще столько раз, на сколько хватит энтузиазма автора. Когда энтузиазм иссякает, в какой-то благоприятный момент роман заканчивается декларированным хепиэндом, хотя понятно, что вся жизнь у них примерно так и будет происходить. Такая женщина никогда не вырвется из этой ловушки, потому что для нее неудержимо привлекательной приманкой, оправдывающей все действия героя, является даже не утверждение «я тебя люблю», а сообщение «ты мне нужна».
Чем может привлекать такая литературная продукция? Тем, что эмоции героев как на качелях взлетают то вверх, то вниз. Чем острее горечь непонимания – тем ярче сладость примирения. Это отвечает внутренней убежденности мазохистических личностей, что каждую минуту счастья нужно выстрадать часами мучений и тогда она окупит их все. Скорее всего, в детстве их поощряли за то, что они мужественно терпели несчастья.
Как и Кристиан Грей, герой романа «50 оттенков серого», очень многие мужчины действуют с женщинами по этому или похожему сценарию, разве что они не заводят у себя специальную «красную комнату» с плетками и бандажами, а превращают в нее всю совместную жизнь. Причем речь идет не только и не столько о сексе, а о получении удовольствия от страданий жертвы, как физических, так и моральных, а так же от своих собственных. Для мазохиста наслаждение вызывает наказание само по себе, независимо от того, включает ли оно физическую боль.
Но что может заставить женщину соглашаться на такие отношения? В этом есть что-то от самопожертвования, а для чего приносили жертвы в древности? Чтобы умилостивить богов и получить от них что-то взамен. Поэтому глубоко в бессознательном укоренена мысль – за страданием следует награда. На этом постулате основана вся христианская вера: кто много страдал в этой жизни, получат в награду царствие небесное. Страдание очищает душу, освобождает от чувства вины, приближает человека к Богу. Таким образом, боли и страданиям можно придать высший смысл и сделать их желанными.
К.Юнг считал, что потребность проходить через страдания и испытания, связана с потребностью в инициации, в переходе на другой уровень жизни. Преодоление боли, душевной и физической, олицетворяет символическую победу над смертью и новое духовное рождение. Это может имитироваться мазохистом, но превращается в навязчивость, хождение по кругу, так как страдания становятся не средством, а целью. Иногда человек может почувствовать, себя живым только ощутив боль и страдания.
Невротичная любовь захватывает полностью, и в этом ее бесконечное обаяние. Для многих молодых девушек, если мужчина кажется недоступным, влюбленность связывается с отказом от себя, полная самоотдача создает иллюзию слияния с объектом желания. Они готовы всецело подчиняться идеализированному партнеру и именно этой подчиненностью бессознательно провоцировать в мужчине агрессора и подрывать саму возможность здоровых отношения. Тогда любовь становится подобна наркотической зависимости.
Женщины мазохистического склада могут вступать в брак с алкоголиком или с человеком, имеющим другую серьезную зависимость. Они склонны связывать свою судьбу с теми, кто предрасположен к применению физического насилия, утешаясь выражением «бьет – значит любит». Зависимость от неадекватного человека, может стать для женщины самым сильным наркотиком. Она будет замазывать синяки и всех убеждать, что у них прекрасные отношения, отрицая реальное состояние дел даже наедине с собой. Это не мешает ей пытаться контролировать такого мужчину, проверят его почту, телефон, шпионить и устраивать скандалы. Это будет провоцировать мужчину на еще большую жестокость, но она все равно будет дорожить этими отношениями, наслаждаясь своей жертвенной позицией.
У зависимой женщины есть иллюзия собственного всемогущества: ей кажется, что ее любовь может излечить все и вся, и даже того, кто не готов и не хочет лечиться. Она будет мечтать о том времени, когда он справится со своей пагубной привычкой и все будет идеально. В ее представлении его образ разделен на две части: крайне позитивную и крайне негативную, и она решительно отрицает его негативную часть – как перед другими, так и перед самой собой. Но она нуждается в этой негативной части, потому что мазохисту, что бы он не говорил, на самом деле не нужна пресная счастливая жизнь.
Иногда секрет нахождения удовлетворения от подчинения кроется в чувстве морального превосходства или над агрессором или над другими страдающими, которые не в силах выдержать столько же мучений. Еще Плутарх писал о соревновании, называемом диамастигосис, которое ежегодно проводилось в Спарте. Мальчиков пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесёт побои; победившего славили, и он становился знаменитым.
Итак, женщина, ведущая себя тем или иным образом мазохистически, терпит боль и страдает в сознательной или бессознательной надежде на некоторое последующее благо. И у нее есть для этого основания, ведь так случается в сказках, которые она помнит с детства. Все Золушки, Крошечки-Хаврошечки, Настеньки и Аленушки, которые долго страдали от действий жестоких мачех и сестер в результате получили счастье в виде принца или, на худой конец, доброго молодца. Но мало кто понимает, что в сказках страдания являются как раз инициирующими, и героини вступая в брак, символически переходят на новый уровень жизни. Сказки не рассказывают, как дальше складываются выстраданные отношения с добрым молодцем, их задача не в этом. Они учат детей проходить испытания, знакомят девочку с «другим» – мужчиной, дополняющим и преобразующим ее, готовят ко взрослой жизни. Если же черпать образцы поведения приходится из дамских романов, которые, заимствуя у сказок общую канву, делают вид, что рассказывают о реальных отношениях пусть и в некоем условном мире, то можно лишиться всяких ориентиров.
Не знаю, стоит ли делать столь глобальные обобщения, но русским людям часто свойственны мазохистические тенденции. Достоевский писал в своем дневнике о том, что существует исконная русская потребность в страдании. Психологические причины предрасположенности к мазохистическому типу поведения перечислять можно долго. Здесь мне хотелось показать что мазохизм – не такое уж редкое явление, это не только плетки, наручники, и желание стать героиней романа «со страданиями», но и любые никому не нужные жертвы, радостно принесенные ради сомнительной цели.
Ф. Ницше
В последние годы стало распространенным понятие «бытового мазохизма». Многие женщины считают своим долгом и честью доводить себя до изнеможения домашними делами. Причем предметом особой гордости является то, что они не пользуются облегчающими работу приспособлениями. Ведь никакой шваброй не вымоешь пол так, как по старинке, на карачках, белье не будет белоснежным, если его не прокипятить в баке с отбеливателем, овощи в магазине не такие вкусные, как со своего огорода. Все это может быть и правда, но количество усилий, которые нужно затратить для получения этого идеального результата, несоизмеримо с отдачей. В результате мы имеем еще один образец самопожертвования и ради чего? На самом деле не только для того, чтобы чувствовать себя жертвой и страдать от неблагодарности близких, которые не в силах оценить эти усилия. Возможность каждый день доводить себя до изнеможения позволяет структурировать время и придавать осмысленность своей жизни. Женщина живет в своем собственном мире, со своими особыми ценностями, которые мало кто разделяет. Она как будто старается таким образом заслужить звание «замечательная хозяйка», «прекрасная жена и мать» по своим собственным меркам. А ведь ее домочадцам было бы гораздо ценнее, если бы она уделяла время и внимание им, а не своим представлениям об идеальной семьи. Часто такие образцы поведения передаются из поколения в поколение, со временем все больше утрачивая первоначальное значение.
Поделиться