Советы психолога по установлению отношений с детьми

В этой статье мы постараемся оказать информационную помощь тем родителям, которые запутались в отношениях с маленькими детьми и с уже с повзрослевшими.

Самое сильное влияние на детей, по мнению К.Г Юнга, оказывает не сознательная установка родителей, а их бессознательные реакции и комплексы. Было бы самонадеянно полагать, что у родителей не может быть комплексов, все люди несовершенны, гораздо важнее, как родители поступают со своими комплексами: пытаются осознать и проработать или отыгрывают на детях?

Существуют  две полярные концепции о состоянии индивида на момент его рождения. На одном полюсе – это предположение Джона Локка о Tabula rasa или чистой доске, означающей, что при рождении индивида нет никаких, изначально заложенных, внутренних содержаний, другими словами новорожденный ребенок представляет собой чистый лист бумаги. На другом полюсе – концепция К.Г.Юнга о том, что дети являются наследниками всей человеческой расы,  развивавшейся на протяжении тысячелетий. Таким образом, в соответствии с этой предпосылкой, ребенок приходит в жизнь «как очень сложный организм с существующими детерминантами, которые никогда не изменяются». Эти «детерминанты» придают детям свой уникальный характер.

Многим родителям знакомо чувство удивления, которое вызывает ребенок, наделенный характером совсем непохожим на их собственный или его братьев и сестер. Такой ребенок может восприниматься, как пришелец, что неизбежно ведет к конфликтным ситуациям, в основе которого - НЕПОНИМАНИЕ. К.Г Юнг считал, что каждый ребенок должен быть признан новым жизненным «экспериментом» с постоянно меняющимся настроением и попыткой найти собственное решение или адаптироваться к новой жизненной ситуации по-своему. Как «новое и индивидуальное существо», ребенок должен быть «верным закону своего бытия». Для родителей это означает, признать уникальную природу своего ребенка и тем самым помочь ему прожить настоящую жизнь. Однако не каждый родитель готов признать в своем ребенке не свое прямое продолжение, а независимого уникального человека.

Подобно тому, как характер собаки может многое рассказать о темпераменте и психическом состоянии ее владельца, так и дети могут многое рассказать о своих родителях и психическом состоянии в доме. Самым сильным психическим воздействием на детей является непрожитая жизнь их родителей. Жизнь, которую не знали родители, не осмеливались или отказывались прожить, дети берут на себя как бремя, сгибаясь под грузом  необоснованных ожиданий. Разве редко можно услышать «Я хочу, чтобы у тебя было то, чего у меня не было», «Я мечтал быть архитектором, но у меня не получилось, я надеюсь, что ты сможешь исполнить мою мечту», «Ты хочешь быть ветеринаром? Что за ерунда, ты будешь экономистом, это настоящая профессия»?

По-настоящему взрослый родитель, сталкиваясь с “проблемным ребенком”, должен посмотреть в зеркало на себя и подумать о собственной жизни. Если в ребенке есть что-то, что хочется изменить, попробуйте понять, почему это для вас так важно, какое послание маленькому человеку  несет домашняя обстановка, какая психическая атмосфера создана для  его роста и развития.

Само-исследование и развитие требуют много времени… но уже прямо сейчас можно попробовать встать на позицию ребенка. Представьте себя в его ситуации: что вы чувствуете, делаете, чего хотите, какие приходят мысли в голову?

Но не следует думать, что все «проблемы» ребенка коренятся в «проблемах» взрослого. Юнг был далек от обвинений родителей в плохом воспитании своих чад. Из его идеи также вытекает, что ребенок «приходит» в определенную семью, чтобы получить конкретный опыт этой семьи, рода и даже травмы, сквозь которые ему предстоит прорасти, чтобы стать взрослым и уникальным, целостным. И ребенку рано или поздно придется признать, что его родители – не боги, они всего лишь люди со своей историей, опытом и травмами. Конечно, заманчиво обладать абсолютным авторитетом в глазах своего ребенка, но только признание своего несовершенства, своих ошибок, и уважительного отношения к  детям позволяют установить с ними здоровые отношения.

Согласно одному из основных концептов аналитической психологии – архетипам, существует архетип ребенка и матери/отца. Спутанность реального отца/матери и ребенка с их архетипическими образами создают конфликты не только родитель-ребенок, но и внутриличностные конфликты, поскольку эти архетипы с нами навсегда. Говоря «посмотреть на себя», «работать над собой» и пр., аналитические психологи, прежде всего, подразумевают, посмотреть на своего внутреннего ребенка и взрослого, о наличии диалога между ними, взаимопонимании. Помните, что ребенок – это зеркало, отражающее семейную реальность. У каждого из нас есть возможность расти и учиться ВМЕСТЕ со своим реальным и внутренним ребенком.

В связи с темой данного запроса можно порекомендовать посмотреть сериал «И повсюду тлеют пожары». Фильм дает много пищи для размышлений о взаимоотношениях между детьми и родителями, о воспитании, идеях о том, какие должны быть дети, какими должны быть родители и т.д. Не останавливайтесь только на уровне мышления, побудьте в роли ребенка, родителя, проигрывая предлагаемые в фильме ситуации. И вы обязательно узнаете что-то новое о себе, своем ребенке и жизни.