Психологи о снах и сновидениях

Одним из удивительных подарков человеку от его Бессознательного являются сновидения. В снах мы проживаем столь же важную часть своей жизни, иногда более насыщенную или опасную, чем дневная. Как нельзя сомневаться в важности сознательного переживания, так и нельзя недооценивать значение бессознательной жизни.

Люди испокон веков придавали снам важное значение, сновидения могли оказаться пророческими, могли предостерегать от опасностей и пр., поэтому было важно расшифровать их скрытый смысл. Причем этот смысл приходилось именно расшифровывать, потому что язык снов – это язык символов и метафор.

Наука долго не придавала снам особого значения, считая их причудливым переплетением обрывков дневных впечатлений и фантазий.

С появлением психологии и концепции Бессознательного, возрос интерес к сновидениям и их возможностям для психической диагностики.   Фрейд считал, что в сновидениях реализуются вытесненные желания, а поскольку таковыми он считал лишь желания сексуальные, то все его трактовки сновидений, в основном, сводились выявлению сексуальной символики.

 Юнг  считал такой взгляд на объяснение сновидений упрощенным и не был согласен с тем, что  в них в зашифрованном виде прорываются неосознанные сексуальные желания.  Юнг не считал, что сновидение что-то скрывает или шифрует, напротив, оно говорит прямо и только «незнание его языка мешает понять его послание». Для того чтобы чувствовать себя здоровой, целостной личностью, нужно уметь слышать послания своего бессознательного, отраженные в сновидениях. Не стоит отмахиваться, если вам снятся кошмары или повторяющиеся, навязчивые сны, это послания бессознательного, которое пытается обратить ваше внимание на какую-то существующую проблему и недооценивать важность таких сообщений будет, по меньшей мере, легкомысленно.

Кроме того,  источником сновидений может быть не только жизненный опыт человека, часто в снах появляются сюжеты из коллективного бессознательного.  

Центром концепции Юнга является учение об архетипах — моделях, которые управляют бессознательными процессами человека. Они представляют собой глубинные слои бессознательного, которые включают в себя информацию многих поколений и являются общечеловеческими образами. Именно архетипы, согласно утверждению Юнга, являются двигателями творческих импульсов человека и составляют основу снов.

Юнг предлагал два подхода к анализу снов: объективный и субъективный. Если первый способ позволяет с помощью ассоциаций сопоставить персонажей сна с реальными людьми, окружающими сновидца, понять, какие их качества почерпнуло бессознательное для отражения своего сообщения, то второй способ может показаться достаточно неожиданным. Каждый персонаж сна, каждый образ, представляет часть самого сновидца, какой-то элемент его души. Например, при субъективном подходе, появление во сне убийцы является выражением деструктивных импульсов самого человека.

Если вспомнить юнгианскую модель личности человека, составляющими частями которой являются Персона, Эго, Тень, (Аниама или Анимус) и Самость, то рассматривая сновидение с субъективной точки зрения, мы сможем проанализировать степень развития этих частей личности и их внутренние связи. Это захватывающий процесс, позволяющий человеку, пришедшему в анализ, очень много узнать о себе, понять в какой точке развития он находится и в каком направлении нужно двигаться. Часто сон рисует внутреннюю ситуацию, реальность которой сознание вообще не признает или признает неохотно.

Очень важные вопросы для толкования на сновидения, присущие именно юнгианской позиции это: для чего приснилось данное сновидение? Что оно хочет мне сообщить? Чему научить, к чему подтолкнуть или от чего предостеречь?

Центральным понятием в аналитической психологии является понятие индивидуации. Оно описывает процесс, в котором человек в реальной жизни пытается реализовать потенциал, заложенный в нем от рождения. Этот потенциал у каждого человека индивидуален он включает в себя его возможности и способности, и не слишком связан с погоней за социальным успехом и признанием, к которому его склонны сводить нарциссические личности. Таким образом, в нашей аналитической модели, индивидуация является целью и смыслом жизни каждого человека.

Поскольку сновидения дают информацию о скрытой внутренней жизни человека, то глубокие позитивные личностные изменения могут происходить при ассимиляции сознанием содержаний бессознательного. Под ассимиляцией в этом случае следует понимать не одностороннюю оценку сознанием обнаруженных бессознательных содержаний, а их  взаимное признание и взаимодействие.

Аналитические психологи с большим вниманием и уважением относятся к сновидениям. Они рассматривают сны как подсказки бессознательного, адресованные сознанию, чтобы человек не сбился с пути индивидуации.