Анализ русской сказки: Колобок - Статьи на Altumpsy

Анализ русской сказки: Колобок

Помню, как в детстве, мама при встрече с дальними родственниками или знакомыми на вопрос: «твоя?» Застенчиво отвечала: «да, поскребыш». Я в это время смотрела вдаль, чтобы не видеть глаза ни мамы, ни этих тетенек и дяденек, потому что для меня поскребыш звучал оскорбительно, хоть я и не очень понимала его смысл. Позже, читая сказку «Колобок», поняла, что такое поскребыш, но это слово так и осталось для меня с негативным эмоциональным налетом.

В связи с этим решила проанализировать русскую народную сказку «Колобок». Условно ее разделила на две части: первая – про деда и бабку и как они удумали Колобка состряпать; вторая – про Колобка и его приключения.

Первая часть приведена ниже.

«Жили-были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе:

- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.»

В этой части сказки речь идет о стариках - старике и старухе. Это возраст, когда все вершины горной цепи с названием «середина жизни» достигнуты и немалая часть спуска уже пройдена. То есть это зрелые люди с жизненным опытом, знаниями и умениями, однако, и уже, увы, с ограниченными физическими возможностями. Их удел – сидеть, да внуков поучать.  Внуков нет и дед с бабкой, похоже, решили стариной тряхнуть. Мужское, как элемент сознания, порождает идею (нематериальное), управляет (дает директивное указание). Женское, как принимающее и бессознательное, принимает и рожает материальное. Можно заметить в сказке указание на патриархальность семьи, общества или психики. Сознание (мужское) отправляет указание в бессознательное (женское) и рождается нечто материальное.

«По коробу поскреби, по сусеке помети».

Короб – некая емкость для сухих продуктов, овощей и фруктов, или для хранения бумаг, одежды, в том числе и ненужного. Это то, куда что-то складывают и прячут до разных времен, иногда, до лучших (т.к. сейчас скажем не время наряжаться, вещи маленькие стали, но сами все еще добротные) или тяжелых (мало ли что будет завтра, достанем и будем носить!), на память (мало ли дети вдруг захотят узнать о своем детстве и творчестве), для того чтобы содержимое кому-то передать (посылка). Это своего рода память о прошлом и забота о будущем, это то, что можно передать кому-то, например, знание или опыт, воспоминания. Таким образом, коробка - это предмет, обозначающий нечто, что содержит и сохраняет материальное и духовное. Конечно же, короб можно понимать и в классическом психоаналитическом смысле как матку. И тогда по коробу поскрести можно понимать, как попытаться найти яйцеклетку. В предложении старика, надо заметить, есть и место воли кого-то, кто больше его – Всевышнего. Оно выражается словами «не наскребешь ли на колобка». Иными словами, есть мое желание, но исполниться ему или нет, не мне решать. Своего рода «авось», а вдруг получится.

Сусек, согласно словарю Даля, - забранное досками в виде неподвижного ларя место в амбаре, житнице и предназначено для хранения зерна, овощей и т. д. Несмотря на то, что сусек по сути похож на короб, он много больше по размеру и предназначен скорее для не переработанного, грубого урожая, например, для зерна, которое впоследствии может стать мукой; для хранения овощей, плохо очищенных от земли, или специально закопанных в песок для лучшего хранения. Этот ларь находится, как правило, в холодном месте, например, в амбаре. В амбарах часто живут мыши, которые, олицетворяют связь с потусторонним миром (подземным). В ларе хранится то, что из земли, то что уродилось, т.е. то что родила земля в первозданном (нерафинированном, не переработанном) виде. Если же ничего не уродилось, то говорят: «Только то и есть в сусеке, что мыши нагадили». Другая поговорка «Полны сусеки, богатый мужик».  Сусеки полные – богатство и полноценная жизнь (земля уродила урожай); пустые сусеки – бедность и голодное существование (земля не родит, истощилась).

Дед говорит: «поскреби, помети». То есть коробы и сусеки пусты. Нет запасов, нет необходимых для жизни ресурсов, указывая на близость к смерти. Поскрести и помести также означают почистить, опустошить все, все до крошки собрать, в смысле навести порядок, так сказать «подчистить хвосты». «Подобрать все до крошки» - как метафора съесть, все что дано, предуготовано судьбой и равносильно «испить до дна». Также, эти крошки могут еще хоть немного продлить жизнь и отсрочить смерть. Наведение порядка – некий ритуал, связанный с очищением, избавлением от ненужного, завершением каких-то дел, закрытием «кредитов» и прочих долгов, обещаний перед переходом на новый уровень бытия: будь то переход через гору, переезд на новое место жительство или в другой мир.

Бабка берет крылышко и метлу для коробки и сусека, соответственно. И тот и другой предмет можно отнести к разряду магических. Вспомним бабу-ягу, летающую на метле. Крылышко – крыло, состоящее из перьев, т.е. также связано с полетами и птицами. Оно же может выступать как то, что замещает птицу. Птицы же являются психическими сущностями интуитивного и ментального характера [Мария Луиза фон Франц «Толкование сновидений»]. Они имеют связь с духами (живущими на небе). И есть верование, что душа покидает тело в виде птицы. В шаманизме – одном из древнейших верований -  перо олицетворяет птицу, которая способна лететь по небу и добраться до высших небес для связи с духом, Богом [Мирча Элиаде «Шаманизм. Архаические техники экстаза»]. И тогда, крыло – символ связи с Духом. Если крыто – символ связи с высоко духовным, то метла – символ связи с низкодуховным (низкорасположенные духи), т.е. как связь с темными силами. Однако и то и другое символизирует способность летать, подняться над поверхностью земли и увидеть, узнать больше тех, кто способен только ходить по земле. И этими предметами обладает Бабка. И тогда наша Бабка не просто старая женщина, а ведьма, ведунья, имеющая отношения к архетипу Великой Матери. Эти магические предметы еще раз указывают, что ни Дед, ни Бабка не самонадеянные старики, а доверяются воли свыше – Духу или Богу, который высоко в небе, куда только птица может долететь.

 В своем рецепте колобка Бабка использует сметану, которая, как всем хорошо известно, получается из молока. Молоко питает ребенка, это своего рода кровь матери. Через молоко формируется особая духовная связь с ребенком. Но в Колобка Бабка вкладывает всю квинтэссенцию молока, себя, – сметану и масло. Вспомним, что сметана получается в результате выделения из молока сливок (жирной части), которая со временем густеет и используется для приготовления сливочного масла.

Суммировав все вышеприведенные образы, можно сказать, что в этой части сказки речь идет о двух наиважнейших ритуалах: смерти и рождении. Дед и Бабка, осознавая ограниченность своих физических возможностей и окончание своего жизненного пути, совершают ритуал перехода в иное состояние, в результате чего появляется Колобок. Этот мотив широко известен: чтобы что-то выросло сначала должно что-то умереть. Но идея еще и в том, что рожденный Колоб уже содержит в себе таинство смерти, идею смерти и саму смерть. В Полесье существовало несколько легенд о происхождении человека. Согласно одной из них, мужчина был создан из земли, а женщина – из теста, потом ее съела собака [Г.И. Кабакова, Антропология женского тела в славянской традиции. 2001. Научно-издательский центр «Ладомир»]. Мотив хлебного «происхождения» можно найти и в польских легендах о происхождении аристократических семей [Гнатюк 1902: 24ж Драгоманов 1876: 194; Гринченко 1901: 122].

Вторая часть сказки посвящена Колобку. Посмотрим на него с символической точки зрения. Колобок – это хлеб или что-то вроде кулича, т.е. сдобный хлеб, который пекут на Пасху в честь воскресения Христа. Его также можно соотнести с караваем. То есть это не просто хлеб, а в некотором роде ритуальный хлеб. Вспомним о свадебных караваях (коровай) у славянских народов и его символическом значении. Он является символом плодородия, богатства, сытости и благополучия. Напомню, что каравай всегда круглой формы, что связано с его символическим значением Солнца. Солнце же было главным божеством (Ярило) у древних славян. Сама традиция каравая уходит своими корнями в Древний Египет и его мифологию. Готовился каравай в соответствии с обрядовыми правилами и потому обладал особой силой. Молодожены, а затем и гости угощались кусочком свадебного каравая. Остатки отдавали в церковь. Также, небольшие кусочки хранили годами в качестве амулетов или для других суеверных целей. Например, кусочек каравая заворачивали в тряпицу и давали солдату как оберег от ранений. Поскольку каравай символизирует бога солнца, то съесть кусточек его хорошо понятен в связи с христианской традицией причастия. Каравай используется и на поминках, и при встрече гостей.

По своей форме Колобок похож на мяч, только полный внутри. Благодаря такой форме он способен катиться и со стороны может казаться без чьей-либо помощи. Мария-Луиза фон Франц в [Толкование волшебных сказок] достаточно подробно разбирает всевозможные круглые, сферичные предметы в качестве символа Самости. Специалисты в аналитической психологии различают два типа Самости – первичную, ту которой обладает каждый новорожденный в виде изначального хаоса, и вторичную, ту которая является своего рода законом, структурирующим этот первоначальный хаос. Так вот, Колобок может быть и тем и другим одновременно. Из особенностей Колобка как символа Самости, я бы отметила следующее. Первое – это внутренняя наполненность Колобка, он не пустой внутри как мяч. В отличии от последнего, Колобок не может прыгать высоко вверх, лишь катиться. Внутренняя наполненность не позволяет ему подняться вверх. Второе – это область использования Колобка. Он не только похож на мяч, но и на голову («Хлеб всему голова»). Таким образом, Колобок – это символ Самости, имеющий отношение к Причастию (вкусить плоть Христа), т.е. соприкосновение с божественным. И опять же, он может восприниматься и как младенец – архетип божественного ребенка, так и архетип целостности, самости.

Голову, как одну из ассоциаций на Колобка, можно соотнести с интеллектом, знаниями, мудростью, в общем, голова профессора Доуэля. «Иметь голову на плечах» говорим, когда важно обратить внимание на то, что следует еще и думать. А ведь еще можно чувствовать, ощущать или идти на поводу у своих инстинктов. В этом контексте речь уже идет о преобладании разума над инстинктами. Если вспомнить все то, что уже было сказано о Деде и Бабке, то, действительно, Колобка можно понимать, как суть жизни стариков – накопленные знания, опыт. Известно, когда мы думаем, мы не чувствуем и наоборот. С психологической точки зрения, в этом случае можно говорить об интеллектуализации, рационализации (как основной психологической функции, так и о защитных механизмах). Отсутствие чувств означает отсутствие и страха, в норме состоящего на службе у инстинкта самосохранения. Именно поэтому Колобок отправляется в путь. В позднего и последнего ребенка могут быть вложены все чаяния родителей: любовь, надежда на его счастливую жизнь, так и исполнение того, что не случилось в жизни родителей. С другой стороны, это и позволение ему быть таким какой он есть, а значит идти своим путем.

В психоаналитической практике часто можно встретить умных и интересных с точки зрения оригинальности мышления людей, которые с трудом могут описать свои чувства, если только самые базовые – страх, гнев, любовь. У них, как правило, в анамнезе ранняя потеря контакта с близкими людьми. Они необязательно умерли, просто не смогли установить связь необходимую для полноценной жизни ребенка по разным причинам. Не найдя отклика в глазах мамы, ребенок теряет интерес к ней и всему тому, что происходит вокруг, он переходит в режим автономной жизни, т.е. начинает жить в своем внутреннем мире, в мире идей (в том числе и коллективных). Да, такие люди избегают контактов с внешним миром, но ведь и они живут, а значит тоже в пути. Отсутствие внешних проявлений в виде амбиций, достижений и прочего, они ищут и находят нечто сокровенное и иногда чрезвычайно важное для всего человечества. В общем, можно диагностировать комплекс Отшельника у Колобка или шизоидный тип характера.

Говоря о пути, не трудно увидеть, что двигаться Колобок может только по наклонной плоскости. И действительно, «с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог – да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше». Сказка в одном предложении показывает начало индивидуации Колобка. Покинуть родительский дом – это первый шаг на пути к сепарации от родителей. Ни на одном из препятствий (пороги-ступени) он не задерживается, что указывает на успешное начало индивидуации. Вот и «в люди» вышел, но встретил животных.

Животные откуда? Из леса вестимо. Лес как образ бессознательного встречается во многих сказках. Куда отец отвозит свою дочь? Куда прогоняет мачеха свою падчерицу? Куда изгоняет своих детей мать в виде наказания? Куда едут молодцы в поисках желаемого царственным родителем? Правильно, в лес. Традиционно, такое изгнание из отчего дома в лес понимается как инициация во взрослую жизнь. Инициация – это ритуал с рядом испытаний, преодоление которых переводит инициируемого в новый статус. Например, из мальчика в юношу, из девочки в девушку, из обыкновенного человека в необыкновенного как, то шамана, отшельника и т.д. Относительно древних ритуалов инициации, их цель - научить жизни через приобретение опыта (прохождение заданий, испытаний) в естественных условиях обитания. Умение прокормить себя, обустроить жилище в безопасном месте, умение быть наедине с собой в естественном ландшафте. Отсюда и мотивы сказок «отправиться в лес», чтобы повзрослеть. Наиболее важным в таких ритуалах и это используется по сей день отшельниками, монахами – это уединение благодаря которому можно осознать импульсы (инстинкты) из тела, души (архетипы) и, вероятно, только после этого приходит ощущение целостности себя, и себя как части природы и мира в целом.    

Таким образом, лес – это архаическое бессознательное, населенное столь же архаичными существами, животными. Как писал К.Г. Юнг, животные олицетворяют инстинктивное начало, присущее архетипу Тени: «… тело - это животное, имеющее животную душу, т.е. живая система, безусловно повинующаяся инстинкту. Соединиться с этой Тенью – значит сказать «да» инстинкту, тем самым также сказать «да» той чудовищной динамики, которая грозит из-за кулис». Животные указывают на угрозу со стороны бессознательных сил, которые выступают столь же “рассудительными”, сколь и бескомпромиссными.

И вот колобок в лесу. Первым, кого он встречает на своем пути, - это Заяц со словами: «Колобок, Колобок, я тебя съем!» На что Колобок отвечает: «Не ешь меня заяц, я тебе песенку спою»

Я Колобок, Колобок

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду.

Этот эпизод показывает уход Колобка из контакта. Уходит творчески, он исполняет авторскую песню о своей жизни. Что называется, хочешь верь, хочешь нет, но всё правда. Не успел прийти в себя Заяц, как Колобка и след простыл. Есть что-то подкупающее в его истории, раз так долго Заяц переваривал услышанное. Что таит его песнь? Эта песнь – некий сакральный текст, сообщающий о ритуалах, которые Он прошел – аналог современных Резюме или CV. Неслучайно, Колобок повторяет свою песню как мантру/молитву каждому встречающемуся на его пути Животному. Разве не знакомо? Это спасло мою жизнь – как же мне не верить в свою правоту, а главное действенность. Что можно еще добавить на собеседованиях к Резюме? Ничего. Все там в резюме. Надо просто повторить. Так буквально Колобок «заговаривает» зубы животным. Уходя от зайца, Колобок встречает все более хищных животных. Не удивительно, что все они агрессивны. Будучи представителями Тени, они преследуют, чтобы съесть Колобка. Но вступив с ними во взаимодействие, распознав и приняв их, означает присоединить к себе свои же инстинкты. Еще со свой Тенью можно поговорить, потанцевать, полюбить! Ничего из этого Колобок не делает.

Если оставить в стороне архетип Тени и посмотреть на встречу Колобка с животными как на сновидение, то можно говорить об угрожающих субличностях или о подавленных, неосознаваемых агрессивных импульсах. Это хорошо соотносится с уже диагностируемым комплексом Отшельника.

Посмотрим на символизм зайца. Во многих древних культурах заяц ассоциировался с Луной. За этим символом стоят такие свойства как чуткость (ему приходится спать с открытыми глазами), трусливость («заячья стопа»), сверхплодовитость, похотливость и горячая сексуальность. В христианстве заяц олицетворяет людей, уповающих лишь на бога.  По Плинию, заяц - любимый зверь Афродиты, и очень полезен для женщин: употребление его мяса делает женщин плодовитыми. На это же указывает и символ Луны, считающийся женской планетой. Уход Колобка от агрессивного Зайца, делает невостребованным тем самым и весь спектр его качеств. То же самое относится и к другим животным – Медведю с его силой, добродушием, яростью, неуклюжестью, обжорством; Волку с его храбростью, жестокостью, магическими свойствами посредника между мирами живых и мертвых. Заметим, что размер и хищность животных увеличивается по мере продвижения в глубины леса: Заяц превращается в Волка, Волк в Медведя, Медведь в Лису. Хитрость, ловкость, пронырливость, сообразительность, льстивость, вороватость, лицемерие, эгоизм, себялюбия, жадность, сладострастие, злонамеренность отличают ее от других. «Заклинание» Колобка против качеств Лисы не сработало. Лиса съела Колобка. Если вернуться к славянскому мифу о «хлебном» происхождении женщины, то ее съедает собака. И первый опыт рождения женщины (создания ее Богом) оказывается не успешным. Древние славяне верили, что их прародители были похожи на животных. У первого мужчины был хвост, из которого и появилась женщина через его отрубание. Отрубив хвост и произведя на свет женщину, мужчина становится человеком!   

Мотив зачатия от проглатывания – один из древнейших. Его можно найти в Тексах Пирамид Египта, в сказках, в религии. Например, небесная богиня Египта утром рожала солнце, а вечером его проглатывала, чтобы «вновь зачав, вновь родить его на рассвете следующего дня» [Матье Милица. Мифы Древнего Египта]. И этот мотив, по мнению М.Милицы, несомненно, матриархальный.

Другой миф о проглатывании – христианский, об Ионе. А.Маслоу назвал комплексом Ионы – «страх достижений». Он считал, что именно этот тип страха является препятствием к созданию нового типа социума, где все люди счастливы. Безусловно, этот миф отсылает нас и к социальным проблемам. Но прежде, хотелось бы отметить, что Иона считает себя грешником и просит выбросить его за борт корабля. Его греховность в неверии, в невозможности, по его мнению, выполнить задание Бога Яхве, быть миссией. Неготовность выполнить то, что предначертано, предопределено, предуготовано самим Богом. Можно говорить, что Колобок оказался неготовым к своей миссии или не согласен с ней, а возможно, даже и не знал о ней. Как повествует сказка, он не знал родительской любви и заботы, возможно был недоношенный. Не дозрел, почему его и положили на окно. Как бы то ни было, но он оказался вновь в утробе, вероятно, чтобы родиться вновь и найти смысл в жизни, мироздании и выполнить свою миссию. Также, здесь можно увидеть тему, что значит быть другим, точнее ощущать себя другим, не таким как все. Выбор не велик: либо следовать собственной природе, либо стремиться стать как все.

Главное, Колобок – это ритуальный ребенок, рожденный со смыслом. Его задача – ритуалы, которые почти всегда связаны с религией.

Заключение

О чем сказка «Колобок» если перевести ее на психологический язык. Вот варианты.

1. Сказка о психике: строение – свойства. Или проще говоря, шило – мочало, начинай все сначала. Все катится по кругу – вверх становится низом, сознание – бессознательным, прошлое – будущим, жизнь-смертью и наоборот. Извечный круг или колесо Сансары – Самости вечно пребывающей на границе Небытия и Бытия.

2. Эту сказку можно рассмотреть и в приложении к поздно рождённому ребенку. Такие дети знакомятся со старостью и смертью очень рано. В каком-то смысле это Ритуальный Ребенок. Вероятно, рано или поздно он придёт к религии. Чувствует потребность служить людям. Первоначально, бессознательно, и это требуется исходя из того, что поздно рожденный ребенок должен присматривать или досматривать за пожилыми родителями, стариками. Сознательно, после нового рождения, служить многим людям. Об этом говорит христианский миф об Ионе.

3. В клиническом плане эта сказка может олицетворять человека с шизойдным типом личности, показывая его перспективы. Тут же можно вспомнить и другие сказки, например, «Девочка со спичками». Также можно увидеть защитные механизмы других психологических типов, следующими за шизойдным. Имея раннюю травму или неудовлетворительное прохождение начального этапа жизни, трудно ожидать, что последующие этапы будут позитивными и полноценно прожитыми. Поэтому клубок комплексов наматывается, как и Колобок растет, обрастая психологическими защитами. Так, например, можно предполагать наличие комплекса неполноценности у Колобка, характерный нарциссическому типу личности (входящий в комплекс Ионы), который и послужил, возможно, причиной смерти - поглощения.

4. Нарушенная ранняя эмоциональная связь с матерью, приводит к недоверию (п.2), с одной стороны, и эмоциональной зависимости, с другой. Поскольку последняя оказалась несформированной в рамках условной нормы, ощущение ее имеет прерывистый вид. Попадая в промежутки – оказываешься абсолютно без опоры, в полной темноте или беспросветности: а что? а как? а вдруг? а зачем? а потом? Срочно требуется кто-то, кто знает или, кажется, что знает. И даже если кажется, то на время все равно легче. Затем вновь промежуток – недоверие, затем, опять, поиск опоры и доверия. Так колобок и катится. Эмоциональная зависимость от матери, все время возвращается, присоединяя и приумножая собственную тревогу тревогой матери, бабушки... Сепарационная тревога.

Поделиться